22.06.2017

Предками тетрапод были безногие рыбозмеи

Интересную информацию, заставляющую внимательнее присмотреться к ранней эволюции четвероногих (Tetrapoda), опубликовали канадские палеонтологи. Они выяснили, что среди переходных форм между рыбами и наземными позвоночными присутствовали лишенные конечностей змееобразные существа с крайне примитивным внутренним строением.

Аистопод Phlegethontia

Это открытие нарушает целостность устоявшихся научных взглядов на возникновение тетрапод и существенно корректирует родословное древо их потомков. Любопытно, что ископаемые остатки удивительной рыбозмеи были описаны еще в 1982 году, но отнесены не к базальным тетраподам, а к одной из групп амфибий, отличавшихся разнообразным, но одинаково причудливым строением.

Филогенетический анализ ранних стадий эволюции тетрапод привел научный мир к консенсусу о том, что стволовые тетраподы, то есть множество их ранних представителей, представляли собой относительно однородную группу животных среднего и крупного размера, постепенно терявших "рыбьи" черты строения по мере того, как они переходили ко все более наземному образу жизни. При этом их потоки с течением времени демонстрировали все более выраженное морфологическое разнообразие.

Одной из самых старых окаменелостей тетрапод считается Lethiscus stocki – высокоспециализированная безногая амфибия из отряда Aistopoda. Детальное изучение его остатков с применением микротомографии привело к открытию нескольких неожиданных подробностей. Как оказалось, строение черепа летискуса чрезвычайно примитивно, и больше подходит рыбе, а не продвинутой амфибии, какой его считали до последнего времени. Другой представитель аистопод – Coloraderpeton, – как выяснилось, ничуть не менее примитивен.

"Анатомия вообще не соответствовала нашим ожиданиям, – рассказал ведущий автор исследования Джейсон Пардо (Jason Pardo) из университета Калгари. – Многие структуры тела не имели смысла в контексте анатомии амфибий или рептилий. Но сразу же оказывались уместными, когда его сравнивали с ранней рыбой. Мы смогли изучить весь череп, посмотреть, где был мозг, каковы внутренние полости уха. Все это было очень рыбьим".

Филогенетический анализ, основанный на новых данных, отправляет Aistopoda в самое основание родословного древа тетрапод и показывает, что ранние тетраподы были гораздо более разнообразными в смысле планов строения тела, чем это считалось ранее, отмечают исследователи.

"Это заставляет нас радикально переосмыслить то, какой могла быть эволюция первых четвероногих, – отметил руководитель проекта Джейсон Андерсон (Jason Anderson), палеонтолог университета Калгари. – Мы привыкли думать, что переход от плавника к лапе был медленной эволюцией, в которой от рыбы постепенно оставалось все меньше. Но Lethiscus показывает быстрый и драматический эволюционный эксперимент. Его конечности уменьшились в размерах и исчезли почти сразу после того, как впервые развились. Он был похож на змею снаружи, но на рыбу внутри".

Новое положение Lethiscus в филогении тетрапод лучше соответствует летописи окаменелостей, чем данным так называемых "молекулярных часов". По мнению исследователей, это хороший повод для молекулярных палеонтологов стать более осторожными в своих заключениях и даже заново откалибровать свой основной инструмент датировки эволюционных событий по молекулярным данным.

1. paleonews.ru