01.04.2016

Давно вымершую змею раскрасили в прижизненные цвета

Окраска древних животных всегда интересовала ученых, но достоверно судить о ней стало возможным только в последние годы – благодаря качественному скачку в лабораторном оборудовании и методиках исследования ископаемых объектов. Теперь выяснить цвет шкуры, например, ископаемой змеи можно, даже если от наших дней ее хозяйку отделяют миллионы лет.

Ископаемая змея из семейства Colubridae

Ранее палеонтологи уже восстановили прижизненную окраску археоптерикса и ихтиозавра – благодаря чрезвычайной устойчивости черного пигмента меланина. Новое остроумное исследование ирландских ученых позволило значительно расширить палитру ископаемых цветов, включив в нее зеленый, желтый и даже радужный.

Не секрет, что окаменелости, как правило, вовсе лишены собственной окраски и имеют цвет вмещающей горной породы. Открытие ископаемого меланина, придающего покровам живых существ бурый, черный или красноватый цвет, стало своего рода прорывом. К сожалению, остальные пигменты куда менее стойки и в горных породах практически не встречаются. Однако об их присутствии можно судить и не располагая самими пигментами. Именно так поступила палеонтолог университетского колледжа Корка Мария МакНамара (Maria McNamara).

Вместе с коллегами она изучала окаменелости найденной в Испании змеи, жившей около 10 млн лет назад. Пропитавший образец фосфорит сохранил мягкие ткани на субклеточном уровне, благодаря чему исследователи получили редкую возможность обнаружить пигментные клетки кожи – хроматофоры и нанести их на схематическое изображение животного.

"Когда вы видите ископаемые ткани, сохранившие подобные детали строения, когда вы смотрите на них под микроскопом – вы просто ошеломлены, – рассказала МакНамара. – Я была поражена и почти не могла поверить в то, что видела".

По ее словам, эта находка – первое свидетельство того, что минерализованные мягкие ткани могут сохранить информацию о цвете. Палеонтологам удалось распознать в змеиной коже три типа пигментных клеток, встречавшихся в различных комбинациях. Это меланофоры, содержащие пигмент меланин, ксантофоры, которые содержат каротиноиды и птериновые пигменты, и иридофоры, ответственные за светлые тона и радужные переливы шкуры. У современных змей пигментные клетки разного типа расположены в коже отдельно, слоями: сверху иридофоры, затем ксантофоры, и глубже остальных – меланофоры. Их количество и распределение определяют цвет и узор кожи.

На животе испанской змеи были найдены только иридофоры, рассеивающие свет и ассоциирующиеся с белыми и кремовыми оттенками. На других участках кожи ксантофоры и иридофоры встречались в изобилии, а вот меланофоры были редки. Так что в целом испанская змея оказалась пестрой черно-зеленой окраски с более светлым, палевым брюшком.

"До этого открытия единственная перспектива восстановления цвета кожи, сохранявшейся в окаменелостях, была связана с меланином, – продолжает МакНамара. – Но теперь мы знаем, что информация о цвете может быть сохранена даже сильно минерализованными тканями, и это становится очень интересным".

Как правило, фосфат кальция связан с ископаемыми раковинами и костями, но известны также несколько случаев сохранения фосфатизированной кожи. Поэтому перед палеонтологами открывается возможность расширить свои представления об окраске ископаемых существ, а это, в свою очередь, даст ценную информацию об их поведении и эволюции. "Это значит, что будут пересмотрены многие образцы, которые прежде могли быть пропущены", – отметила МакНамара.

Статья Data from Reconstructing carotenoid-based and structural coloration in fossil skin будет опубликована журналом Current Biology.

1. paleonews.ru