20.10.2013

В Калифорнии обнаружены сразу четыре новых вида безногих ящериц

Впервые в биологии ученые описали сразу четыре новых вида животных, обитающих на одной территории. Ими оказались безногие ящерицы, живущие рядом с крупным городом и прямо у аэропорта Лос-Анджелеса.

В Калифорнии обнаружены сразу четыре новых вида безногих ящериц. Фото: James Parham, CSU-Fullerton

Американские герпетологи — биологи, изучающие пресмыкающихся и земноводных, — в очередной раз доказали: даже в начале третьего тысячелетия на Земле осталось множество неописанных видов животных, и некоторые из них не прячутся на дне океанов, а живут рядом с людьми, оставаясь незамеченными.

Сразу четыре новых вида змееподобных существ были обнаружены в Калифорнии — самом густонаселенном штате США. Однако это — не змеи, а безногие ящерицы.

Эти утратившие в ходе эволюции конечности гады встречаются на пяти континентах, представлены более чем 200 видами, питаются они обычно насекомыми и личинками. Ученые считают, что миллионы лет назад некоторые ящерицы утратили лапы, чтобы быстрее и проворнее зарываться в песок. От змей их отличает скрытный образ жизни — живут они обычно в песчаных грунтах, отчего редко попадаются на глаза, — а также широкая голова и раздельные веки небольших глаз. Легче всего найти безногую ящерицу в местах ее обитания — поднять старое дерево или камень, лежащий на поверхности земли.

Именно так и поступили Теодор Папенфусс и Джеймс Пархам из Калифорнийского университета в Беркли, раскидав по штату тысячи кусков картона.

Подняв картонки через год и изучив прятавшихся под ними ящериц, ученые обнаружили сразу четыре неизвестных ранее науке вида! Их открытие увеличило число видов калифорнийских безногих ящериц с одного до пяти!

Герпетологи назвали пресмыкающихся в честь четырех легендарных ученых из Беркли — основателя герпетологического музея Джозефа Гриннела, палеонтолога Чарльза Кампа, филантропа Энни Александер и 94-летнего герпетолога Роберта Стеббинса — единственного из них ныне здравствующего.

«Эти животные, существующие в округе Сан-Хоакин в отдельности от других видов миллионы лет, оставались совершенно неизвестными. И если вы занимаетесь сохранением биоразнообразия, то именно такими видами и стоит заниматься», — уверен Пархам.

Выяснилось, что многих ящериц нисколько не пугало соседство с человеком: когда на поверхности негде спрятаться от солнца, животные могут не выползать на свет всю жизнь.

Ящерицы с золотистым брюшком Anniella alexanderae обитают рядом с нефтяными вышками, желтобрюхие Anniella campi поселились в трех изолированных каньонах на границе пустыни Мохаве, ящерицы с пурпурным брюхом Anniella grinnelli были найдены на пустырях в городке Бейкерсфилд, а четвертый вид,

Anniella stebbinsi, вовсе обитает у взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Лос-Анджелеса.

Как выяснилось, такие ящерицы уже когда-то попадали в руки ученых, однако, оказавшись в спиртовом растворе, быстро приобрели одинаковый цвет и потеряли отличительные особенности. Поймав нынешних, ученые выявили их принадлежность к новому виду по генетическому профилю и описали морфологические отличия. Они научились отличать гадов не только по цвету брюшка, но и по количеству и расположению чешуек и числу ребер.

Исследование, опубликованное в журнале Breviora, показало, какие «айсберги» порой скрываются за уже известными фактами: открытие американских герпетологов стало первым обнаружением нового вида ящериц за последние 27 лет, и вероятно, первой в мире находкой сразу четырех новых видов в одном месте и в одно время.

«Мы ждем открытия новых видов в джунглях Амазонки, в Африке или Азии. Это те места, где их больше всего находят. Теперь же новые виды нашлись прямо здесь, в Калифорнии! Это дает почву для новых вопросов, теперь мы задумались о том уровне биоразнообразия, о котором не подозревали ранее», — говорит профессор Джонатан Лосос, редактор журнала Breviora.

Павел Котляр