04.09.2013

Ученые открыли первое позвоночное, которое слышит ртом

Лягушка Гардинера вида Sechellophryne gardineri с длиной тела всего 11 миллиметров считается одной из самых маленьких в мире. Миниатюрные размеры лягушки являются причиной массы неприятностей, выпавших на их долю: короткая жизнь, малочисленное потомство, а иногда и полное отсутствие каких-либо жизненно важных органов. Так, например, у этого земноводного совсем нет ушей, что дало основания биологам долгое время считать существо глухим.

Лягушка Гардинера вида Sechellophryne gardineri

Но, как оказалось, природа всё предусмотрела. Строение лягушек Гардинера предусматривает наличие относительно большого рта, который служит не только органом вкуса и осязания, но выполняет также функции и органа слуха.

Отличительной особенностью лягушки S. gardineri является отсутствие барабанных перепонок, которые передают во внутреннее ухо звуковые колебания. Внутри головы у земноводного имеется аналог ушной улитки, который способен немного ловить звуки. Однако передающего сигнал к улитке среднего уха, а также кости колумелла у них нет.

Тем не менее, учёные заметили, что для глухого животного лягушка Гардинера поразительно говорлива. Чтобы прояснить этот вопрос, исследователи отправились на Сейшельские острова, место обитания S. Gardineri, для проведения нескольких экспериментов. Они включали в естественной среде обитания лягушек аудиозапись с позывными самцов лягушек Гардинера. Реакция земноводных была мгновенной: сначала «крики» в ответ, потом стремление найти источник звука и даже попытки атаковать магнитофон.

Таким образом, стало ясно, что у лягушек нет никаких проблем со слухом. Чтобы выяснить, как же они всё-таки слышат, исследователи применили метод рентгеновской синхротронной холотомографии для создания модели 3D тела земноводного. Затем с помощью компьютерного моделирования исследователям удалось определить, каким образом происходит взаимодействие звуковых волн с различными частями тела земноводного.

Сначала ученые проверили, не реагируют ли лёгкие и слуховая косточка на звуки, как это происходит у жабы вида панамский арлекин.

Однако ни лёгкие, ни слуховая косточка у лягушек Гардинера органами слуха не являются. Вместо них работает рот, являющийся ретранслятором звуковых сигналов к внутреннему уху.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, исследователи отмечают, что на сегодняшний день это единственное известное позвоночное, слышащее ртом. В будущем, возможно, биологи обнаружат такую способность ещё у каких-нибудь животных.

1. globalscience.ru