05.03.2013

Обнаружен наиболее ранний предок кайманов

Оказывается, аллигаторы превратились в кайманов ещё до того, как Америки соединились, пишет ScienceNOW.

Culebrasuchus mesoamericanus (изображение Danielle Byerley / Florida Museum of Natural History)

Рабочие, которые бурят и роют землю в окрестностях Панамского канала, не только готовят почву для экономического будущего страны, но и раскапывают её далёкое прошлое. Среди последних находок — два черепа древних родственников аллигаторов.

Это самые старые подобные образцы в Центральной Америке. Они позволяют судить о том, как и когда североамериканские аллигаторы превратились в кайманов Южной Америки.

Ранее история этой группы восстанавливалась по редкой путанице окаменелостей. Североамериканские экземпляры возрастом 70 млн лет позволили установить наличие общего предка. А в Южной Америке было обнаружено множество более молодых ископаемых кайманов, и отсюда возник вывод о том, что их предки в какой-то момент пересекли границу между континентами. Палеонтологи полагают, что предок аллигатора вышел из Северной Америки и бродил по Центральной, а затем попал в Южную и эволюционировал в каймана. Но окаменелостей, относящихся к этому периоду, до сих пор не было.

Александр Гастингс из Университета Флориды (США) с коллегами оценили возраст двух новых черепов по породам, в которых они были найдены, в 19,83 и 19,12 млн лет, то есть они относятся как раз к вышеописанному пробелу. Затем учёные сравнили геоэкологические характеристики черепов с таковыми 32 видов аллигаторов и кайманов прошлого и настоящего. Новые черепа, заключают исследователи, принадлежат самым примитивным кайманам, возникшим после того, как они отделились от аллигаторов.

«Меня поразила смесь черт аллигаторов и кайманов», — признаётся г-н Гастингс. В частности, у аллигаторов и кайманов из-за различий в диете развились характерные челюстные структуры. Но в этих черепах встречаются и те, и другие структуры.

Возраст, местоположение и физические характеристики новых окаменелостей (названных, кстати, Culebrasuchus mesoamericanus в честь канала Кулебра, одной из частей Панамского канала, и Centenariosuchus gilmorei в честь палеонтолога Чарльза Гилмора, трудившегося сто лет назад на раскопках при строительстве первоначального Панамского канала) говорят о том, что кайманы возникли в Центральной Америке, а вовсе не после того, как их предки-аллигаторы добрались до Южной.

Новые данные свидетельствуют также в пользу гипотезы о том, что щель между Южной и Северной Америкой, существовавшая до образования Панамского перешейка около 3 млн лет назад, уже 19 млн лет назад была сравнительно узкой. Надо заметить, что ни кайманы, ни аллигаторы не любят солёную воду, однако с континента на континент они как-то смогли перебраться.

Результаты исследования опубликованы в Journal of Vertebrate Paleontology.

Дмитрий Целиков