10.01.2012

Генетики «воскресили» одну из дарвиновских галапагосских черепах

В крови галапагосских черепах обнаружены следы седлопанцирной разновидности этих рептилий, которая когда-то вдохновила Дарвина на создание теории эволюции. Вот уже 150 лет она считалась истреблённой человеком.

Галапагосская черепаха с обычным куполообразным панцирем (фото laheringer)

Слоновые черепахи с Галапагосских островов занимают в истории биологии весьма уважаемое место. Эти колоссальные рептилии оказались среди тех животных, которые вдохновили Чарльза Дарвина на создание теории эволюции. При посещении Галапагосов в 1835 году великий учёный отметил различие в форме панцирей черепах, живущих на разных островах. Например, Chelonoidis becki с Исабелы носит высокий куполообразный панцирь, тогда как у Chelonoidis elephantopus с острова Флореана он более низкий и имеет седловидную форму. Заметим, что куполообразный панцирь более распространён среди этих черепах и С. elephantopus были чуть ли не единственными обладателями седловидного.

Увы, вскоре после того, как их наблюдал Дарвин, С. elephantopus оказались полностью истреблены. И это тоже хрестоматийная история: черепахи приобрели особую популярность среди китобоев (и не только). Черепах можно было брать с собой про запас, они долгое время могли жить без еды, служа для команды морскими консервами. В общем, седлопанцирных С. elephantopus с острова Флореана попросту съели.

Но, как оказалось, слухи о полном истреблении этих рептилий оказались несколько преувеличенными. Команда исследователей из Йельского университета (США) наблюдала галапагосских черепах, обитающих на острове Исабела - вотчине черепах с куполообразным панцирем. Были собраны образцы крови более чем у 1 600 особей и проведено генетическое сравнение между ныне живущими и вымершими разновидностями рептилий. Анализ показал следы вымерших С. elephantopus в геноме 84 особей с острова Исабела. Это гибриды С. elephantopus и С. becki, причём один из родителей, скорее всего, был чистокровным С. elephantopus, которые, как считается, были истреблены 150 лет назад...

Гибрид седлопанцирной С. elephantopus и куполопанцирной С. becki (фото авторов исследования

Как пишут учёные в статье, опубликованной в журнале Current Biology, в тридцати случаях спаривание между С. elephantopus и С. becki должно было произойти в пределах последних 15 лет. Учитывая, что галапагосские черепахи живут более ста лет, весьма велика вероятность того, что где-то на острове остались настоящие С. elephantopus с тем самым седловидным панцирем. По подсчётам, необходимо не менее 38 таких выживших особей, чтобы они могли произвести на свет обнаруженное количество гибридов. Причём среди них должны быть как самцы, так и самки: митохондриальная ДНК гибридов во многих случаях указывала на принадлежность к С. elephantopus, а такая ДНК передаётся только по материнской линии.

Любопытным в данном случае оказывается то, что самих С. elephantopus ещё никто не видел: на их присутствие указывают сугубо генетические признаки. Так что теперь учёным предстоит подтвердить «теоретическое» существование рептилии, то есть найти настоящих живых С. elephantopus. Что же до того, каким образом седлопанцирные черепахи покинули Флореану, то здесь, по-видимому, нет никакой загадки: суда, заходящие в акваторию Галапагосов, могли перебросить черепах на 200 миль, отделяющих Исабелу от Флореаны.

Кирилл Стасевич